Возрождение пройденного Куда поехать отдыхать?
Home Вы здесь: | | Возрождение пройденного

Возрождение пройденного

Возрождение пройденногоАлексей Тарханов рассказывает, как показать детям Флоренцию так, чтобы этот город поразил их воображение. 
Флоренция - город-музей, а дети не очень - то любят музеи. Даже если не признаются в этом, боясь меня огорчить. Заставить их смотреть на памятники, а не на витрины с шоколадом можно единственным способом - рассказывая им сказки.

Мы удачно поселились. В центре всего - за аркой пьяцца делла Република. Эту площадь начали строить, когда Италия стала независимой и готовилась стать богатой. Получился кусочек Милана в самом центре Флоренции. Вокруг - несколько отелей, все неплохи, но наш Helvetia & Bristol расположен за фасадом площади, отсекающим от него главные туристические магистрали. Это старый, отличный отель с горящим камином и уютными номерами, некоторые - в два этажа. От него всюду рядом.

Прямо на соседней улице стоит палаццо Строцци, невероятных размеров дом, которым семейство Строцци владело почти до Второй мировой. Мы каждый день проходили мимо, глядя на подставки для факелов в виде драконов и длинные скамьи вдоль фасада. Коновязи простаивают без дела, но, как и в прежние времена, любой может присесть на эти длинные гранитные подиумы - первые общественные скамейки в городе.

Стоя перед палаццо Строцци, легко объяснить, что горожане все время друг с другом воевали: сначала гибеллины били гвельфов, потом наоборот, потом гвельфы делились на «черных» и «белых» и тут же принимались резать друг друга. То есть Возрождение Возрождением, но не то чтобы флорентийцы бродили по улицам, играли на лютнях и читали друг другу стихи. Ходить без охраны и возводить дома, в которых нельзя было держать оборону, было настоящей глупостью.

Сначала вообще строили не палаццо, а оборонительные башни. Дивная, наверное, была картина: на одной улице торгует рынок, на другой как раз в порядке семейных разборок штурмуют соседскую башню. Можно взглянуть на одну из сохранившихся - в ней сейчас отель Brunelleschi. На эту площадь детей как раз проще всего завлечь - там находится моя любимая шоколадная лавка Arte del Cioccolato, в которой продают не только шоколадные конфеты всех видов и форм, но и готовят горячий шоколад невиданной вкусноты и крепости. Вообще Флоренция - город сладостей. У каждой из мороженниц есть свои фанаты, но я бы не уезжал, не попробовав мороженое с рисом в Vivoli.

Чтобы понять, как протекала жизнь внутри дома, идем в палаццо Даванцати. В городе великой архитектуры это не самый прекрасный из палаццо, зато, наверное, один из самых удобных. В нем был даже собственный колодец - невероятная роскошь для всех, кто должен был ходить за водой на речку Арно. Есть комнаты для рукоделий, залы для празднеств, кухни и спальни, очень просторные и уютные даже на современный вкус.

Идем к церкви Санта - Мария - дель - Фьоре, под сводами которой мог когда-то собраться весь город и в баптистерии которой были крещены едва ли не все флорентийцы. Купол Брунеллески, кампанила Джотто, фасад из цветного мрамора, грациозный бегемот посреди соседей. Потом понимаешь, что украшает он не свою площадь, а панораму целого города. Оттуда я веду детей к Воспитательному дому Брунеллески, заранее готовый к тому, что поразит их не грациозная аркада, а зарешеченное окошко, у которого оставляли новорожденных. И конечно - аптека Санта - Мария - Новелла, которой в этом году 400 лет и которую догадались не перестраивать. Там в монастырской лавке продают мыло, духи и крем для рук, которые предпочитал Ганнибал Лектер.

На следующий день идем к старому знакомому, «Давиду» Микеланджело. Пьяцца делла Синьория с палаццо Веккьо прекрасна, потому что она родилась сама, а не по воле института генплана, здесь были дома гибеллинов, их изгнали, дома снесли, получилась площадь в виде буквы Г. Говорю детям, что именно на этой площади Савонарола, религиозный диктатор Флоренции, жег на «кострах тщеславия» книги, картины, женские платья, игральные карты, музыкальные инструменты - и, кажется мне, PSP и Nintendo. Но этого я не прибавляю, потому что в конце концов на этом же месте противник игр был повешен и сожжен.

Дети говорят, что площадной «Давид» выглядит по-другому, чем в Итальянском дворике Пушкинского музея. Там он великан, здесь, перед громадой палаццо Веккьо, несмотря на свои пять метров, мал и одинок. Мы соглашаемся, что лучше смотреть его на том месте, которое выбрал скульптор, и в Galleria deHAccademia, куда спрятали настоящего «Давида», решаем не ходить. Зато внимательно смотрим скульптурный музей в Лоджии деи Ланци, хотя для многих это лишь прихожая Уффици.

Уффици - такое же несчастье Флоренции, как Лувр - Парижа. Туда тянутся все желающие и нежелающие, как будто других музеев во Флоренции нет. Мы проходим его быстро, останавливаясь надолго лишь возле Боттичелли с «Весной» и «Рождением Венеры». Дети просили показать им Симонетту Веспуччи, главную героиню полотен, первую топ - модель христианского мира. А потом мы отправляемся на редкую и довольно дорогую экскурсию по «коридору Вазари». На нее записываются за несколько месяцев, и не каждому это удается.

Ход идет по верху многоэтажного моста Понте Веккьо. Герцог Козимо Медичи хотел получить собственный путь через Арно от палаццо Веккьо к палаццо Питти. Коридор замечателен сам по себе - чего стоит крюк, который он совершает, чтобы обойти соседнюю башню или приватный вход для Медичи на балкон церкви Санта - Феличита. К тому же здесь собрана забавная коллекция автопортретов художников, которые начал покупать еще Леопольд Медичи. Одним из последних приобретений стал автопортрет Шагала.

От палаццо Питти и садов Боболи мы уезжаем за город, к совершенно другой работе Микеланджело: фасаду нашего нового отеля. Villa San Michele во Фьезоле - бывший францисканский монастырь, здесь прекрасный открытый бассейн и просторные комнаты с видом на лежащую под холмами Флоренцию. Нам предлагают собирать трюфели или съездить с места в карьер, где добывали знаменитый каррарский мрамор, но, потрясенные едой, мы выбираем гастрономический класс, в котором преподает шеф Атилло ди Фабрицио. Мы готовим всего лишь ньокки с томатами и базиликом, но дети видят, как сложна простая итальянская кухня.

Весь день перед отъездом мы читаем про Флоренцию, разбираем, что видели и что упустили, и с высоты Фьезоле смотрим на купол Брунеллес - ки, с которым здоровались с этих холмов идущие в город флорентийцы и со слезами на глазах прощались уходящие из города изгнанники.

Не пора ли подкрепиться

HOTEL HELVETIA
Via dei Pescioni, 2
Удобнейшее место в центре всех достопримечательностей. Ресторан Hos - taria Bibendum - неплохой
вариант для ужинов. От ?192, royaldemeure.com

HOTEL VILLA SAN MICHELE Via Doccia, 4, Fiesole
Фасад Микеланджело и фрески школы Леонардо Исключительная кухня шефа
Атилло ди Фабрицио. От ?400, villasanmichete.com

IL SANTO BEVITORE Via di Santo Spirito, 66r
Модный и современный, но при этом очень вкусный ресторан в Старом городе. Мясо, паста, ризотто - выше всяких похвал. От ?35, ilsantobevitore.com

ARTE DEL CIOCCOLATO Piazza Santa Elisabetta, 2r
Кондитер Роберто Каттинари делает шоколад десятков разных сортов и вкусов, в том числе с трюфелем
и бальзамическим уксусом. От ?74, artedelcioccolato.it

OFFICINA PROFUMO - FARMACEUTICA DI SANTA MARIA NOVELLA Via della Scala, 16 Аптека специализируется на благовониях, добавках, конфетах, ликерах. Старинные интерьеры, прекрасный музей и сад. smnovella.it